20 способов сопротивления нежелательному воздействию

Известный социальный психолог Филип Зимбардо, посвятивший 50 лет своей научной карьеры изучению влияния власти и социального давления на поведение людей, предлагает рецепт противодействия «промыванию мозгов». Чтобы не столкнуться с нежелательным психологическим воздействием, организатор знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента советует придерживаться 20-ти простых правил уменьшения уязвимости перед манипуляциями.

Цель контроля сознания заключается в манипулировании мыслями, чувствами и поведением, которые опираются на использовании фундаментальных человеческих потребностей, чтобы добиваться уступчивости или подчинения желаемым правилам и поведенческим указаниям государственных, политических, религиозных, коммерческих или иных манипуляторов.

Когда кто-либо из нас сталкивается с трудными проблемами, мы часто стремимся к простым ответам и простым действиям для нахождения наилучшего выхода. Превращение в человека, полностью погруженного в учение сильного лидера или в тотальную идеологию сплоченной группы, может быть успокоительным. Но потеря желания формулировать уникальные, творческие идеи в любой ситуации равносильна отказу от собственного «я».

Нам нужно чувствовать, что мы можем временно отключать, по крайней мере, на время, наши оценочные способности и внутреннюю настороженность. Однако мы должны быть способными возвращать назад и проверять наши переживания, размышлять над сделанным нами выбором и оценивать «доброкачественность» нашей вовлеченности. Колебание между этими полюсами, погружение и вновь отдаление на соответствующие периоды, и является задачей.

Большинство манипулирующих призывов наносят свои сильные удары, проникая за границы разума к эмоциям, за пределы сознания к невысказанным желаниям и страхам, за барьеры обыденных установок к основополагающим заботам о своей целостности и выживании. Как только некто заполучил наше доверие, он может изменить наши установки, возбуждая эмоционально отягощенный конфликт, требующий немедленного разрешения. Заставляя нас ощущать себя испуганными, виновными или неловкими, этот манипулятор находится в позиции, позволяющей облегчить наш дискомфорт, обеспечивая разумные объяснения и успокоительные решения.

Широкомасштабные системы социального убеждения зависят от контроля, которым наделяет манипулятора ваше ощущение принадлежности к широкому движению. Убеждающие приводят нас в свою вотчину и отделяют «нас», которые являются праведными и хорошими, от «них», которые являются невежественными и злыми. Ограничивая наш доступ к идеям, которые они находят еретическими или предательскими, они постепенно ликвидируют другие версии реальности.

Когда крепко спаянные группы изолированы от внешних источников информации и специальных знаний, а лидер предписывает перспективу политики до того, как у других членов группы появится шанс обнародовать свои взгляды, процессы принятия решений ухудшаются. Люди становятся более занятыми поисками и поддержанием единодушия в мышлении, нежели тщательным взвешиванием «за» и «против» альтернативных действий, выдвижением спорных моральных вопросов и критическим оцениванием решений. Часто единодушные резолюции достигаются заранее, и членов группы заставляют поддерживать их, что бы ни случилось, хотя в реальности существует всего лишь «впечатление», будто мы являемся частью процесса принятия решения.

Чем строже система, тем вероятнее, что малейшие вызовы будут встречены возмездием. В тюрьмах, психбольницах, религиозных или политических культах, военных учреждениях и концентрационных лагерях «власти» имеют фактически полный контроль над существованием других, и малейшие отклонения или угрозы для этой силы являются нетерпимыми.

Невозможно принимать беспристрастные решения, когда мы изолированы от информации. Основной момент в предотвращении полной узурпации какой-нибудь системой — поддержание внешних интересов и источников социальной поддержки.

Именно потому, что мы можем упражнять свою познавательную способность для критического осмысления идей, институтов и нашего собственного поведения, мы способны воспринимать варианты выбора за пределами тех, которые предлагаются удобной догмой и якобы безвыходными обстоятельствами. Как мыслящие существа, мы можем сопротивляться соблазну участия в «сердечном постижении», предлагаемом культовыми лидерами и подразумевающем выслушивание и оценку сердцем, а не собственным умом.

Только зная свою собственную уязвимость и устойчивую склонность верить, будто наши внутренние черты характера более могущественны, чем силы ситуации, мы можем прийти к пониманию, что действительно существуют потенциальные ситуационные силы, работающие на нас. А с этим осознанием действия фундаментальной ошибки – переоценки силы характера при недооценке силы ситуации – мы можем избежать нежелательных форм социального контроля, применяя нашу свободу выбирать, что делать и кем быть. Самосознанием и контролем реальности мы можем начать выигрывать в борьбе против потенциальных манипуляторов сознания.

Ниже приведен набор рекомендаций по сопротивлению контролю сознания. Подумайте о них, выучите их, практикуйтесь в них, обучите им других, усовершенствуйте их, приспособьте их к своей ситуации — или проигнорируйте. Это ваш выбор.

1. Практикуйте временами отклоняющееся от вашей привычной нормы поведение (будьте иногда девиантом); нарушайте свой обычный ролевой и личностный образ; учитесь принимать отвержение; играйте с наблюдением за собой с разных точек зрения.

2. Практикуйте высказывания: «Я сделал ошибку», «Мне жаль», «Я был не прав», «…и я научился на этой ошибке».

3. Отдавайте себе отчет в общей перспективе, которую другие используют для обрамления проблемы (ситуации, события), поскольку принятие их рамки в их терминах дает им силовое преимущество. Будьте готовы сделать шаг назад и отвергнуть эту рамку в целом, предложите вашу альтернативу перед обсуждением деталей.

4. Будьте готовы претерпевать кратковременные потери в деньгах, самоуважении, времени и усилиях, чем страдать от разлада по поводу пагубного обязательства, которое держит вас в западне. Примиряйтесь с «заниженными издержками», игнорируйте искушение и двигайтесь дальше с жизненным знанием, извлеченным из вашей ошибки или неверного решения и позволяющим не повторять этого.

5. Будьте готовы отступить назад из любой ситуации и сказать себе и контролирующему другому: «Я могу продолжать жить без твоей любви, дружбы, расположения, плохого обращения, даже если такое действие может ранить — пока ты не прекратишь делать X и не начнешь делать Y».

6. Всегда избегайте необходимость предпринимать сомнительные действия, которые, как настаивает провокатор изменения, должны быть сделаны немедленно; выходите из ситуации, выделяйте время для размышления, добывайте беспристрастные дополнительные мнения, никогда не торопитесь сразу соглашаться.

7. Настаивайте на понятных объяснениях, без двусмысленной речи; парафразируйте ваш взгляд на это. Не позволяйте провокаторам изменения заставлять вас чувствовать себя глупым; слабые объяснения являются признаками обмана или недостатка адекватного знания у якобы информированного собеседника.

8. Будьте чувствительными к ситуационным требованиям, какими бы тривиальными они ни казались: ролевые отношения, униформы, символы власти, знаки, титулы, групповое давление, правила, показной консенсус, лозунги, обязанности и обязательства.

9. Будьте особенно настороже в установлении отношений «хозяин – гость», в которых вас побуждают чувствовать и действовать как гостя, накладывая, таким образом, ограничения на вашу свободу выбора и действия.

10. Не верьте в простые решения сложных личных, социальных и политических проблем.

11. Помните, что нет такой вещи, как подлинная, безусловная любовь со стороны незнакомых людей; любовь, дружба и доверие должны развиваться со временем и обычно включают взаимообмен, преодоления и соучастие — некоторую работу и обязательство с вашей стороны.

12. Когда обнаруживаете себя в обстановке обезличенного влияния, индивидуализируйте (выделяйте из ряда подобных) себя и агента влияния, чтобы установить взаимную человечность, индивидуальность, совместные интересы; прорывайтесь через ролевые ограничения посредством контакта глаза в глаза, персональных имен и похвал; владейте своей и партнерской личностными идентичностями.

13. Избегайте «тотальных ситуаций», которые непривычны и в которых у вас мало контроля и свободы; немедленно определяйте границы вашей автономии; проверяйте психологические и физические выходы: принимайте небольшие ссоры как приемлемые издержки ухода от того, что могло быть большей потерей, если было бы доведено до конца.

14. Практикуйте «независимое участие» («беспристрастный интерес»), занимайте свое сознание критическим оцениванием, отключайте свои эмоции в конфронтациях с теми, кто являются по-маккиавелевски сильными манипуляторами.

15. Жадность и раздувающая самолюбие лесть далеко продвинут манипуляторов-контролеров сознания и агентов жульничества, но только если вы позволяете себе быть совращенным этими ложными мотивами; сопротивляйтесь их соблазну, ориентируясь на самого честного, уверенного в себе человека, которого вы знаете.

16. Распознавайте ваши симптомы вины и индукции вины, провоцируемой в вас другими; никогда не действуйте по мотивам вины. Относитесь терпимо к вине как части вашей человеческой натуры, не спешите улучшать ее на тех путях, которые планируют вам другие.

17. Будьте внимательными в том, что вы делаете в данной ситуации, не позволяйте привычке и стандартной текущей процедуре заставлять вас действовать бездумно в том, что является слегка иной ситуацией.

18. Нет необходимости поддерживать соответствие между вашими действиями в разные моменты времени; вы можете измениться и не придерживаться фальшивого стандарта пребывания «надежным» и поддержания статус-кво.

19. Легитимная и законная власть заслуживает уважения и иногда нашего послушания, но незаконную власть всегда нужно отвергать, не повиноваться и разоблачать.

20. Недостаточно открыто высказывать расхождение во взглядах или эмоционально страдать от незаконной деятельности или от изменения правил игры, — вы должны быть готовы открыто не подчиняться, защищаться, бросать вызов и претерпевать последствия такого поведения.

Zimbardo P., Andersen S. Understanding Mind Control: Exotic and Mundane Mental Manipulations. In Recovery from Cults: Help For Victims of Psychological and Spiritual Abuse. Ed. M. D. Langone. W. W. Norton, NY, 1995. Пер. с англ.: Е.Н. Волков, И.Н. Волкова.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

3 комментария на ««20 способов сопротивления нежелательному воздействию»»

  1. Аватар пользователя Николай Рябов
    Николай Рябов

    Всегда пропускаю такие тексты через своё восприятие, максимально сокращаю и пишу в свою «памятку».
    Такое впечатление, что последние два пункта (19 и 20) дописаны профессиональным революционером (или оппозиционером). А у меня, например, другая профессия.
    Остальные вполне разумные — написать бы их более живым, человеческим языком — цены бы не было. Жаль, что у меня, другая профессия 🙂
    В моей жизни (65 лет) помню несколько «системных акций». Но все они подходили под категорию «новичок», и произошли ещё в прошлом веке.
    1. «Выиграл» мобильный телефон (тогда ещё редкость), и надо было его забрать. Поехал с женой. Окружили вниманием, показывали фильмы, предлагали сделки с недвижимостью. «Отобрали» триста рублей как залог за телефон, который надо было забрать. Не поехал — не захотелось тратить время. На сделки не пошёл, потому что не хотелось каждый год ездить в одно и то же место. Сына подобная «Атлантида» нагрела на 3000$, хотя я ему рассказал о подобной «акции».
    2. «Выиграл» машину, если куплю журнал. Положили бесплатный номер в почтовый ящик. Но журнал не понравился, и потом долго отбивался от назойливых «подарков». Они даже явно злились и не понимали, а мне просто не понравился журнал. Если бы они мне его не предложили, может я бы и продолжил игру.
    3. Купил Дианетику Хаббарда, и дал свой адрес (тогда ещё не было интернета). Забросали почтовый ящик красочными брошюрами, приглашая к сотрудничеству. А я прочитал первые страницы книги и понял, что всё это чушь. Отбивался лет 20: просто выбрасывал всё, что получал по почте.
    4. Цыгане «отобрали» рубль у бедного студента, и я навсегда их невзлюбил — поворачивал на другую дорогу, как только попадали в поле зрения.
    Был только один случай, когда поддался. Но то была игра с государством: обменял ваучеры на «бумажки», когда их можно было ещё продать по 6 тысяч.
    И ещё: ваучеры достались бесплатно, а трёх тысяч долларов у меня просто тогда ещё не было. И машину, и недвижимость за границей иметь для меня тогда было хлопотно. Теперь всё есть (кроме машины — не интересно самому водить), но уже никогда на подобные «акции» не ведусь.

  2. Аватар пользователя Александр Смирнов
    Александр Смирнов

    На данный перевод нужен ещё один. И этот перевод должен стать работой над текстом (каждого), пропусканием через себя каждого пункта с изложением только тебе понятным языком. Сей труд заставляет задуматься и поработать с ним, только так это обретёт ценность.
    В целом очень сильная статья.

  3. Аватар пользователя Елена Белкина
    Елена Белкина

    Расскажу свой случай с лохотроном.
    2000 год. Из Молдовы в Питер на ПМЖ приехали свёкры. Там стало жить невыносимо, пенсий стариков не хватало на оплату отопления и они всю зиму промерзли. И ещё два года я кормила стариков, пока оформляла им гражданство и они сидели без пенсий на моей шее.
    Дед вернулся с похода в магазин счастливый — «выиграл» на лохотроне крутую видеокамеру (камера стоила типа 10-15 тыс. руб.). Дело было за малым — внести 500 руб, за коими дед и пришёл домой.
    Рассказала ему схему обмана. Не убедила, ибо он уже держал ту камеру в руках и почти был собственником. Денег не дала. Дед порылся в своих заначках и нашёл. Уже собрался выходить.
    Я рванула вперёд. Подошла к лохотронщикам (как обычно, это бригада человека 3-4 рядом с машиной и несколько человек в зоне видимости группа поддержки).
    Решительно заявила, чтобы убирались. Меня грубо оттолкнули. Угрожали побить. Рванула в ближайшее кафе, набрала 02 и сообщила. Вяло ответили, что все машины на выезде и как только, так сразу. Но главное, лохотронщики резко свинтили и дед сэкономил свои (вернее мои) 500 рублей (на них можно было жить неделю).
    Тогда поразило, что дед был как зомби — меня не слышал. Логики моей не воспринимал. И камера ему нафиг не нужна была. Дармовщинка грела душу и явное воздействие извне.
    В то же время произошёл случай с соседкой пенсионеркой. Её на улице зомбировали. Она привела женщину к себе домой, взяла сберкнижку, вместе сходили в Сбербанк, сняли «гробовые» порядка 200 тыс. рублей. Пришла в себя через несколько часов. Был сердечный приступ. Потом выходила из стресса больше месяца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »